Бизнес не стал исключением, где также наблюдается новое нормальное, которое приходит на смену старому нормальному. Смена привычек потребителей меняет все ценности товаров и услуг, которые были востребованы в старом нормальном мире. В новом же нормальном мире, формируются новые ценности, новые продукты, инструменты и правила ведения бизнеса. Управление бизнесом, позиционирование компании, привлечение клиентов и взаимоотношение с сотрудниками строится по новым нормам. Так, что же становится новым нормальным для бизнеса при пандемии COVID-19 и после него?
Социальная ответственность бизнеса стало нормальным. В Кыргызстане, как никогда ранее, малый и средний бизнес начал играть решающую роль в защите здоровья людей и поддержке экономики страны. Бизнес, не дожидаясь государственной помощи начал помогать обществу в разработке как практических решений, так и инноваций. Для каждого предпринимателя и бизнесмена стало нормальным помогать обществу и людям, которые, по сути, и являются их потребителями. Если ранее, бизнес (по крайней мере большинство представителей) не обращал внимание на социальную ответственность, то сейчас каждый предприниматель считает своим долгом помочь обществу. COVID-19 разбудил альтруистические чувства у представителей бизнеса и это стало нормальным.
Наличие бесконтактной доставки реализуемых товаров и внедрение цифровой коммерции становится нормальным для всех ритейлеров. Если ранее, цифровой коммерцией пользовались лишь отдельные продвинутые предприниматели, то после COVID-19 более 90% ритейлеров Кыргызстана будут иметь доставку своих товаров до двери потребителей, и это станет нормальным. Иначе, фирма просто не сможет конкурировать на рынке. На фоне этого, будет развиваться целая отрасль – сфера курьерских услуг.
COVID-19 уже существенно повлиял на системы управления бизнесом. Если до пандемии, консервативные управленцы не хотели даже и слышать про удаленную работу для своих сотрудников, то сейчас они активно осваивают новые инструменты управления сотрудниками в удаленном режиме. Те же управленцы отмечают, что при удаленной работе некоторые задачи выполняются даже более эффективно чем при работе в офисе. Возможно, это связано с тем, что при удаленной работе, сотрудники имеют больше свободы и времени организовать рабочий процесс самостоятельно.
В течение ближайших трех лет, для всех компаний станет нормальным, выделение специальных бюджетов на соблюдение санитарно-эпидемиологических норм. Никто не будет рисковать и экономить на санитайзерах и масках, так как COVID-19 медленно приучает наше общество серьезно относиться к санитарно-эпидемиологическим нормам. Соблюдение санитарно- эпидемиологической безопасности станет основным условием работы всех компаний, как отчисление налогов или соц. выплат.
Что касается консалтинга, в мире с COVID-19 будут востребованы эксперты, специализирующиеся на внедрении вышеуказанных санитарно-эпидемиологических норм и на организации рабочих процессов в компаниях в соответствии с ними. На текущий момент, данные эксперты уже начали работу по разработке решений для адаптации компаний к новому нормальному после COVID-19.
Грядущие новое нормальное вместе с разочарованиями и банкротствами, несет в себе и возможности для предпринимателей, которые все-таки смогут адаптироваться к новому нормальному. Клуб Бизнес Консультантов со своей стороны также ведет работу по разработке решений для адаптации к новому нормальному, по внедрению антикризисных стратегий для бизнеса, тем самым осуществляя свой вклад в борьбу с последствиями пандемии для сферы бизнеса.