Город Ош – древний исторический город, насчитывающий более 3000 лет разных событий. В нынешнее время, когда глобализация движется быстрыми темпами, вносятся все более новые предложения и решения, а особенно в мире моды и стиля, в нашем городе есть человек, которая чтит традиции, семейственность, старается сохранить историческую ценность кыргызской национальной одежды. Рады представить Вашему вниманию такого человека, прекрасную и красивую женщину, маму 5-х детей – Назгуль Каарову –основательницу Модного дома Keshte by Nazgul Kaarova. Назгуль является участницей многочисленных показов как в Кыргызстане, так и за границей, среди которых показы в Италии, Франции, России, Узбекистане, Казахстане, а также Дом моды Keshte by Kaarova Nazgul в партнерстве с ведущими дизайнерами Оша занимал I-место на Всемирных играх кочевников среди всех дизайнеров Кыргызстана, что является большим вкладом в представленность города Ош. Назгуль рассказала об истории национальных узоров, о своем становлении как профессионала, а также про показ в Милане, где она участвовала, как первый дизайнер из Кыргызстана.
Добрый день! Расскажите, пожалуйста, о себе.
Добрый день, меня зовут Каарова Назгуль Сапаралиева. Родилась и выросла в городе Ош. Счастливо замужем, на данный момент у нас уже 5 детей ?. Окончила школу им. Керемет –Тоо и после 9го класса поступила в колледж по направлению «Портной широкого профиля». После этого я продолжила повышать свои знания и поступила на «Факультет дизайна, одежды и сервиса» при КУУ им. Б.Сыдыкова. Тут хотелось бы особенно отметить тот факт, что у меня 8-летнее образование в своей отрасли и я веду свою профессиональную деятельность имея полноценное средне-специальное в лицее и высшее образование в университетете. В нынешнее время быстрого образования, когда многие обучаются на курсах и сразу же заявляют о себе, как о профессионале – думаю, данный факт немаловажен. Я считаю, что нужно от и до знать свое дело, а для этого надо долго обучаться, повышать свою квалицификацию. И сейчас я до сих пор учусь, ведь в нашей сфере появляется много нового. У меня два диплома: дизайнера-стилиста костюма и портного широкого профиля. В то время, как обычно студентам принято свободное время посвящать развлечениям, я днями сидела в библиотеках, гонялась за лучшими преподавателями, чтобы перенять у них знания.
«Важно иметь полноценное образование, чтобы быть профессионалом в своем деле»
Ваша тяга к шитью – она с детства?
Да, можно и так сказать. Эта тяга и умение передалось мне от бабушки и мамы. Моя чоң эне в молодости шила “көрпө төшоки” и “сеп” для невест, она была вышивальщицей в Чоң-Алае. А далее от мамы мне передалась любовь к моде. Мама работала химиком-биологом, но очень любила красивые вещи и шила нам костюмы и платья.
Ваш путь становления.
Я довольно рано вышла замуж, была в декрете, родила двоих детей. Поначалу муж не хотел, чтобы я утруждала себя работой, но увидев, как я увлеченно занимаюсь этим и то, как моя внутренняя тяга к работе и творчеству не дает мне покоя, он начал постепенно оказывать мне поддержку. Ко мне пришла идея шить свадебные платья, но времени не было с двумя детьми. Несмотря на это, я искала время, чтобы посвящать себя любимому делу – я пеленала младшего ребенка в “бешик” (прим. колыбель), и у меня было ровно 3 часа свободного времени, я сразу же садилась за швейную машинку. Дети росли и за все это время я сшила порядка 15 свадебных платьев. Рискнув, взяла в аренду помещение в центре за очень дорогую на то время цену – 500 долларов, причем без знаний о рекламе, продвижении и маркетинге. Сильно стрессовала, сомневалась, будут ли брать в аренду мои платья. Помню свою первую клиентку, она зашла и ей сразу же понравилось одно из платьев и она взяла его в аренду. Потихоньку дела шли хорошо, я смогла покрыть стоимость аренды и другие расходы. Таким образом, мы проработали 3 года под брендом «Naz».
Почему Вы взяли направление национальной одежды?
Как я и говорила, моя чоң-эне была вышивальщией и с детства я смотрела, как она шьет национальные узоры. Но через время я начала интересоваться другим, более современным направлением, пока мой преподаватель, наставник, руководитель в университете Богатеева Галина Михайловна, которая имея опыт работы еще с советских времен, дала мне базовый фундамент в моем творческом направлении, а именно в развитии знаний о цветной и художественной графике, живописи и т.д. – эти знания помогли лучше разбираться в цветах, его формах, структуре, стилистике и композиции костюмов. Она порекомендовала заинтересоваться темой о национальное одежде: о его истории, культурном наследии, глубоком и старинном смысле узоров. Тогда она сказала мне, что национальная одежда никогда не устареет и будет актуальна в любом времени, и мода на нее будет цикличной. Традиционная одежда – это “мурас” (прим. наследие), это вдохновение, ведь все мы в конечном итоге тянемся к своим корням. Мой дипломный проект был на тему «Новый взгляд на традиционную одежду». Я от и до изучила эту тему: искала исторические факты о наших элечеках, узорах. Копировала цвета, форму, линии – в нашем деле важно было для начала научиться копировать, дабы не испортить узоры, ведь в каждом узоре содержится код, смысл и его значение.
«Национальная одежда – это история и наследие, нам важно сохранить его»
Как Вы пришли к идее создания Модного дома «Keshte by Kaarova Nazgul»?
Я 3 года занималась свадебными платьями, но в какой-то момент поняла, что это не мое. Мне хотелось создать свой личный бренд, где я бы могла дать волю своему творчеству и шить для наших женщин красивые и удобные вещи в национальном стиле не только на праздники, но и на каждый день, чтобы можно было сочетать со стилем кэжуал. Название Дома Keshte переводится как «Вышитый узор» на разные мотивы: мотив гор, цветов, воды – это целая композиция узоров.
Расскажите о Вашей команде.
Я считаю свое дело каким-то предназначением от Всевышнего, считаю своим долгом достойно продолжать наше культурное кыргызское наследие, не дать исчезнуть целой истории народа. Если уж загадывать далеко вперед, то хотелось бы вывести нашу национальную одежду на всемирный уровень. И основное внимание сейчас уделяю своей команде. Я поняла, что в любом деле для его успеха важна командная работа. Я дорожу своими швеями и работницами, которые лояльно относятся к нашей компании. В будущем, когда мы, даст Бог, пойдем к расширению, я хочу их ставить на более высшие должности, чтобы “ырыскы” нашей работы коснулось не только меня, но и моих сотрудников.
У Вас есть идейный вдохновитель?
Меня вдохновляет природа нашей прекрасной страны. Предки отвоевали и оставили нам такую благодать: высокогорье, откуда течет чистая родниковая вода, прекрасную природу, где можно отдохнуть, вдохновиться, воодушевиться. Также наши предки оставили нам замечательные узоры, где каждый имеет смысл и свое значение – каждый узор имеет свой код. Раньше заходя в юрту можно было прочитать целую историю о семье, его быте и другие сакральные вещи были выражены в этих узорах. На национальных одеждах женщин и мужчин были вышиты свои особенные узоры, надписи, которые можно было прочитать и трактовать определенную историю. У наших предков хоть и не было специального образования, но они, мне кажется, от Всевышнего получали чувство к цвету, стилю, форме, фигурам и т.д, да так, что нынешние художники не смогли бы прийти к созданию таких шедевральных и остающихся в истории вещей. Наша обязанность продолжить это уникальное наследние, которое передали нам наши предки. Вот что меня вдохновляет – величественность и множественный смысл того, что делали наши предки.
«Меня вдохновляет величественность и множественный смысл того, что делали наши предки»
Расскажите, пожалуйста, о Модном доме Keshte by Kaarova Nazgul.
Основными целями Модного Дома является пропаганда и распространение нашей кыргызской национальной одежды, в ее более обновленном и лучшем виде. Мы шьем для женщин без возрастных ограничений – наши клиенты являются успешными, самодостаточными и уверенными в себе, а также имеют современный взгляд на моду. Они заказывают одежду как для торжественных мероприятий, так и для повседневных образов – с более лаконичными, скромными узорами, которые можно будет надеть на важные деловые встречи, ивенты и разного рода мероприятия, где приветствуется деловой стиль. Много клиенток, кто живут за границей – они забирают наши национальные наряды для представления о нашей стране. Горжусь, что в самых разных частях мира носят одежду под нашим брендом. Также отдельным направлением являются наряды на “кыз-узатуу” (прим. проводы невесты) для молодых девушек.
Мы всегда находим индивидуальный подход к каждой клиентке и стараемся воплотить ее желания. В нашем Модном Доме женщина может приобрести не только отдельно взятые предметы гардероба, а приобрести целый образ – как для торжеств, так и найти повседневную одежду, совмещая национальный стиль со спортшиком или кэжуал стилем, как и строгим образом на деловые мероприятия.
Расскажите, пожалуйста, о Миланской неделе моды, где вы принимали участие. Также Вы принимали участие и в других международных проектах. Можно пожалуйста о них затронуть.
Милан – это сердце всемирной моды и стиля. И для нас было честью оказаться на таком масштабном показе, где принимают участие самые лучшие дизайнеры со всего мира. Мы попали на Миланский показ благодаря тому, что организаторы отметили нашу коллекцию на Aspara Fashion Week в Шымкенте, Казахстан. Это был международный показ недели моды в Казахстане, туда приехали дизайнеры из Франции, Америки, стран Центральной азии, а также представители журнала Elle, Vogue и других модных изданий. Таким образом я решила обойти Бишкек и сразу из Оша попасть на такое международное событие (смеется). На этом показе большинство гостей достойно оценили мою коллекцию, некоторые и не знали, что существует город Ош. Среди конкурса молодых дизайнеров мы заняли первое место и далее, благодаря этому, мы получили приглашение на Миланский показ. Им понравилась экзотическая, для их глаз, коллекция в виде наших элечеков, платьев и других атрибутов. Ко мне отдельно подошли Мариана Миццели и Катя Стефанова – организаторы Миланской недели моды.
Оказывается, работая у себя дома, создавая коллекции ты и не подозреваешь свою ценность, и когда тебя замечают такие профессионалы из Vogue – по сути глобального гиганта в нашей индустии, начинаешь вдохновляться и еще более усиленно работать.
«Милан – это сердце всемирной моды и стиля. И для нас было честью оказаться на таком масштабном показе, где принимают участие самые лучшие дизайнеры со всего мира».
Миланский показ ведь совпал со Всемирными играми кочевников, куда Вас позвали, верно? Он также проходил в сентябре, как и осенняя неделя моды в Милане. Как Вы смогли все успеть?
Да, все верно. Мэрия попросила нас принять участие от имени города Ош и организовать общий показ всех дизайнеров города, меня поставили во главе организации, чтобы город Ош занял 1 место среди всех городов в Кыргызстане. Трудно было собрать всех творческих людей под одной общей целью, у каждого было свое мнение на тот или иной счет. Нам нужно было подготовить старинную коллекцию, дабы показать величие истории наших предков. Плюс еще к этому я параллельно шила коллекцию для Миланской недели моды, и к тому же были и свои заказы от клиентов. По итогу такого бешеного темпа работы, я похудела до 45 кг. На мне была двойная ответственность за честь нашего города на Играх кочевников, и за страну на неделе моды в Милане. Благодаря трудолюбию, упорству и работе всей нашей команды, мы заняли первое место среди всех городов на Всемирных играх кочевников. Далее у меня оставалось 10 дней активной подготовки к Миланскому показу. К тому же, моя виза не приходила и я испытала сильный стресс, переживая, неужели столько подготовки, денег будет впустую потрачено. К счастью, виза пришла буквально за 2-3 дня до вылета. Прилетев в Милан тоже было много переживаний, по поводу того, как оценят нашу коллекцию – но все прошло наилучшим образом, нас похвалили и с достоинством оценили коллекцию. В Милане также нас поддержали соотечественники, проживающие там, их оказалось довольно много. Одна из них пригласила нас к себе домой в гости. Увидев нас в Милане, оценив нашу коллекцию, нас позвали также на Парижскую неделю моды, в Стамбул, и еще предложили выставиться в шоурумах Италии. Там же я познакомилась с Дильнозой Омурзаковой, организатором показов в Узбекистане.
Она также пригласила Вас на показ в Узбекистане?
Да, она сказала, что Узбекистан хочет провести масштабный мировой показ в целях рекламы страны и будет выделено большое количество средств на организацию. Туда приедут дизайнеры из Парижа, Милана, США, России и Дильноза сообщила, что меня, единственную из Кыргызстана хотели бы пригласить для участия. Все расходы на проживание, питание, моделей, организацию поездки будут оплачены. Я с воодушевлением согласилась и начала готовить новую коллекцию для этого показа. Первый показ состоялся в Ташкенте, где должны были отобрать тройку лучших коллекций, куда вошла и наша коллекция.
Ваш взгляд на современную моду? Что бы вы хотели привнести?
Современная мода сейчас приобретает стиль микс: мужская и женская одежда смешались – женщины носят мужские пиджаки, мужчины не боятся носить яркие вещи. Происходит эпоха глобализации, смещение стилей разных стран, эпох, историй, мода становится цикличной, возвращается стиль 90-х: то что носили супермодели в то время, сейчас обратно идет в тренд. Наш Дом моды старается держаться трендов, мы привносим эти мотивы в национальный стиль. Чтобы нашу одежду воспринимали не только, как “то что носят взрослые эжешки”, а чтобы имели потребность носить традиционную одежду в новом формате. Нужно этот стереотип убирать из мышления наших прекрасных жительниц и учить их взглянуть по-новому. Ведь красивый чапан или пиджак с национальными узорами от Модного дома Keshte в сочетании с рубашкой, джинсами, кроссовками – это свежо, необычно и красиво.
«Красивый чапан или пиджак с национальными узорами от Модного дома Keshte в сочетании с рубашкой, джинсами, кроссовками – это свежо, необычно и красиво».
Какие современные технологии Вы используете?
В Доме моды Keshte мы вносим много решений с помощью новейших технологий: мы внедряем новые инновационные решения, идеи и программы. К примеру, с помощью программистов мы создали 3D модели наших нарядов. Эта программа позволяет сфотографировать клиентку и запрограммировать на ней одежду, где в итоге выдается готовый визуальный образец. Благодаря этому методу, наши клиентки могут удаленно примерять на себе одежду и решить, подойдет ли ей тот или иной наряд. Такие процессы позволяют упросить задачи, улучшают процесс производства.
«Если говорить глобально, то хотелось бы вывести нашу традиционную одежду как национальный культ на всемирный рынок, чтобы ее воспринимали как японское кимоно или русские платки. Мы готовы над этим работать»
Какие у вас амбициозные и большие планы и цели, которые Вы бы хотели достичь? Как сами, так и про планы Модного Дома?
Это очень хороший вопрос. У нас очень много амбициозных планов. Первостепенно, конечно же, стоит задача дальше шить качественную, со вкусом одежду для наших прекрасных женщин. Во-вторых, хотелось бы провести полную автоматизацию магазина и производства. Открыть вторую точку в Бишкеке, сейчас, как раз, занимаемся подбором удобной локации. Также думаю открыть Академию шитья, где будут обучаться талантливые швеи и мы отберем среди них тех, с кем совпадем по ценностям. Если говорить глобально, то хотелось выйти на мировой рынок, чтобы именно нашу кыргызскую национальную одежду хотели носить не только жительницы Кыргызстана, либо Центральной Азии, но и из других стран. Чтобы наша одежда была культовой, к примеру, как японское кимоно или оренбургские платки – и к этому наш Модный дом Keshte готов приложить руку. Для достижения этой большой цели, я хочу провести персональный показ с участием знаменитостей, мировых блоггеров, профессионалов из мира моды, глянца, тех же представителей Vogue, Elle, Harper’s Bazaar. Для этого нужно много времени, сил, денег – порядка 100-150 тысяч долларов – но почему бы и нет? Ведь в нынешнюю эпоху, когда границы уже стираются между странами и народами, наша мечта довольно исполнимая. Нужно ставить великие цели и не бояться ничего, тогда и внутренняя сила, труд будут тебя подталкивать.
________________________________________________________________
Интервью записала Кыял Сагындыкова ✍?