ЧТО ТАКОЕ ЭТИКА И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ В КОНСАЛТИНГЕ?
Многие бизнесмены и представители бизнеса на определенном этапе своей работы хотя бы раз прибегают к услугам профессиональных консультантов в различных сферах, будь то юридический, финансовый, маркетинговый или IT консалтинг. Большинство из них, безусловно, могут отметить, что профессиональные консультанты, с которыми они работали, помимо официально подписанных договоров, также руководствуются некими правилами под названием «кодекс этики» и говорят об этичности или неэтичности определенных действий. В настоящей статье, мы хотели бы поведать нашим читателям, именно, об этике и профессионализме в консалтинге.
«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ – НЕ ДЕЛАЙ ДРУГИМ ТОГО, ЧЕГО НЕ ЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ»
Однако, прежде чем, говорить об этике в консалтинге, следует разобраться, что вообще из себя представляет понятие этика. Слово «этика» произошло от древнегреческого «ethos», которое, изначально, означало место общего проживания: дом, гнездо или логово. Позднее им стали называть некое постоянство – характер или обычай. Согласно Аристотелю, этика – это наука о морали и нравственности, которое изучает поведение людей. Этика – это раздел философии, который определяет критерии добра и зла, смысла жизни и предназначения человека, изучает проблему свободы воли. Если говорить о причинах такого интереса к этике со стороны философов, то можно сказать, что человечество придумало этику, в первую очередь для того, чтобы регулировать взаимодействие между индивидами, чтобы они могли мирно уживаться. Этика стала неким регулятором поведения людей, основанным на доброй воле. От других средств регуляции людского поведения, таких как права, традиции и обычаи, этика отличается тем, что предполагает свободу выбора и регулируется преимущественно внутренними чувствами, такими как стыд, долг и угрызение совести. Тот же философ Аристотель, изучая поведение людей, добавил к нему прилагательное «этический», подразумевая под ним определенный набор добродетелей. То есть человек с этическим характером – это личность, чье поведение ориентировано на созидание добра. Таким образом, этичное поведение человека – это образ жизни, который влияет на принятие им решений во всех аспектах, начиная с отношений с коллегами по работе, заканчивая его действиями на отдыхе.
«НЕ ЭТИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК НЕ СМОЖЕТ БЫТЬ ЭТИЧНЫМ КОНСУЛЬТАНТОМ»
Профессиональная этика – это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью. Профессиональная этика – это система профессиональных моральных норм, правил и принципов поведения специалиста, с учетом особенностей его профессии. Например: врачебная этика, библиотечная этика, юридическая этика, политическая этика, деловая этика и т.д. Наиболее часто с необходимостью в соблюдении норм профессиональной этики сталкиваются люди, занятые в сфере обслуживания, медицины, образования – везде, где ежедневная работа связана с непосредственным контактом с другими людьми, где предъявляются повышенные нравственные требования и где нет осязаемого продукта. Сфера консалтинга – это как раз та среда, где жизненно необходима профессиональная этика.
В своей работе, консультант постоянно должен контактировать с другими индивидами, будь то клиент, партнер или другой консультант. Консалтинг – это высоко интеллектуальный сервис, требующий повышенного профессионализма в коммуникациях и действиях. Каждое слово и идея бизнес-консультанта воспринимается окружающими как рекомендация и руководство к действию. Профессиональный консультант знает, что своим словом может повлиять на клиента как с позитивной, так и с негативной стороны. Профессиональная этика консультанта и «кодекс этики» помогает ему распознавать все этические моменты в работе и всегда сохранять безупречную репутацию перед другими индивидами.
«КОДЕКС ЭТИКИ И ЭТИКА КОНСУЛЬТАНТА – ПРЕВЫШЕ ВСЕГО»
Существует несколько вариантов кодексов, которые закреплены различными объединениями консультантов. В данной же статье, мы бы хотели познакомить Вас с международным кодексом этики, который был закреплен самым большим объединением бизнес-консультантов по всему миру ICMCI (СМС-Global). Ниже представлены основные разделы данного кодекса этики:
Конфиденциальность. Относиться к информации клиента как к конфиденциальной и не извлекать профессиональные выгоды от использования эксклюзивной информации, полученной в ходе выполнения проекта и не позволять другим это делать.
Нереалистичные ожидания. Не создавать нереалистичных ожиданий от проекта и не давать обещаний точных результатов от выполнения консалтингового проекта.
Ставки/финансовые интересы. Не принимать от третьих лиц комиссионного и другого вознаграждения, связанного с рекомендацией клиенту, без предварительного согласования с клиентом и не вовлекаться в продвижение товаров и услуг третьих лиц в качестве рекомендации клиенту.
Проекты. Приниматься только за те проекты, для выполнения которых вы обладаете достаточным объемом знаний и навыков.
Конфликты проектов. Избегать параллельного выполнения потенциально конфликтующих проектов, без предварительного согласования всех вовлеченных сторон.
Предварительные согласования с клиентом. До начала проекта достигать взаимопонимания в отношении задач, объема работ, размера оплаты по проекту, а также в том, что все личные, финансовые и другие интересы, способные повлиять на выполнение проекта исключены.
Найм. Не допускать переманивания сотрудников клиента на работу в другую компанию, без предварительного обсуждения с клиентом
Отношение. Поддерживать высокопрофессиональный подход во всех взаимоотношениях с клиентами, обществом в целом и другими консультантами.
Другие консультанты. Гарантировать, что другие консультанты, работающие от вашего имени, отвечают требованиям и соблюдают данный Кодекс профессионального поведения.
Распространение идеи этики и профессионализма в консалтинге – это задача каждого профессионального консультанта. Ведь данная идея применима не только для консультантов, но и для предпринимателей, сотрудников частных и государственных учреждений.
В Кыргызстане, на текущий момент, также ведется активная работа по распространению идеи этики в консалтинге среди независимых консультантов со стороны Клуба Бизнес Консультантов, который воспринимает этику, как основную идею при ведении консалтинговой деятельности. В 2020 году, Клуб организовал Комитет по этике, состоящий из 7 консультантов-тренеров, который периодически, в соответствии с целями и задачами СМС-Global, проводит обучение по этике в консалтинге. Так, в 2020 году, Комитету по этике КБК удалось обучить более 70 независимых консультантов из Кыргызстана основам этики и профессионализма в консалтинге.
Идея этики, в консалтинге или в любой другой сфере, является основополагающей для развития нашего общества, так как именно этика учит нас быть профессионалами своего дела, ответственно и с совестью относиться к выполняемой работе и быть терпимыми к чужому мнению. Этика должна стать регулятором поведения, так как только она, в отличие от других регуляторов, основана на доброй воле и совести человека.
Сейтек Кулмаматов, СМС
Консультант по менеджменту
Исполнительный директор Клуба Бизнес Консультантов