Кадыр Батырканов: "Наши предки отдали многое, чтобы у нас был свой маленький кусочек земли".

В нынешнее время плод своего развития имеют направления, благодаря которым растет креативная экономика в нашей стране. Ядром развития современного общества становится креативный класс – представители творческих профессий.

Одним из ярких делегатов является разносторонне талантливый Кадыр Батырканов –

графический дизайнер, музыкант и основатель одной из самых успешных студий графического дизайна в стране - Mozgami Branding Agency. Кадыр поделился с нами историей о начале своего творческого пути, о своей музыкальной карьере  и рассказал о возможностях для молодого поколения в сфере творческих профессий.

24 Июнь 2021
В кадре профессионал
Кадыр Батырканов: "Наши предки отдали многое, чтобы у нас был свой маленький кусочек земли". | Vizitka

  • Кадыр, добрый день. Расскажите, пожалуйста, с чего начался Ваш путь в графический дизайн?

Мой путь в графический дизайн начался с того, что я поступил в университет на архитектурный факультет. До поступления я сам долго занимался дизайном, рисовал графические рисунки. Помню, как декан факультета спросил, где я учился ранее и был удивлен тому, что у меня с первого раза получилось нарисовать голову животного, как было в задании.  После выпуска из университета, я решил связать свою жизнь с графическим дизайном.

 

  • Какие изменения претерпела Mozgami Branding Agency? С чего Вы начинали и к чему сейчас пришли?

Название нашего агентства “Mozgami” было придумано еще в мои студенческие годы. Будучи студентом архитектурного факультета, мы с однокурсниками решили разрабатывать и брать заказы по графическому дизайну. Тогда таких крупных студий еще не было, поэтому мы решили быть первопроходцами в этом деле. Наш состав изначально был совсем другим, многие ребята разъехались за границу. В итоге остался я один, и далее была собрана новая команда из крутых, молодых и креативных дизайнеров – сегодня мы пришли к тому, что являемся одной из ведущих студий в центральноазиатском регионе, также у нас есть клиентская база из зарубежного рынка. Все началось с энтузиазма, желания творить, сейчас больше перешло в бизнес. Наша работа состоит в том, что мы помогаем клиентам упаковывать идеи в бренд, разрабатывая и помогая запускать новые продукты.

 

  • В чем успех Вашего агентства?

Успехом можно считать довольно простые вещи, выполняемые с нашей стороны: соблюдение сроков и технического задания, а также чувство вкуса и интуиции. Грубо говоря, мы стараемся быть в “коже” заказчика, того человека, кто открывает новый бизнес. Мы со всех сторон изучаем тематику, глубоко внедряемся в сам профиль, несмотря на то, что каждый заказ может подразумевать полярно разные сферы. Это может быть специфический вид стартапа, где необходим щепетильный подход и подробное изучение. В наших же интересах получить отличный результат, а не просто отдать работу и взять за нее деньги. Ничто не доставляет столько удовольствия и кайфа, как крутой итог работы – как со стороны графики, так и художественной части, и, конечно же, довольный клиент, и далее успешная реализация продукта на рынке. К примеру, продукт NITRO – отличная работа и стороны дизайна, и с точки зрения продаж и того, как рынок его воспринял. И еще один интересный заказ – нами был упакован весь дизайн для Всемирных Игр Кочевников 2018 года. Многие наши заказчики – это наши постоянные клиенты, у нас мало бывает тех, кто один раз пришел и больше не возвращался. Есть даже те, кто уже более 10 лет работают вплотную с нами. Наверное, в этом и весь секрет успеха.

  • Какой должен быть хороший графический дизайн?

Я всегда говорю своим студентам, что графический дизайн – это не просто изображение или рисунок. Графический дизайн – это прежде всего психология, раскрытие определенной темы с помощью нейросвязей, он должен с помощью психологии восприятия человека воздействовать на покупателей и вызывать у него желание купить продукт или воспользоваться той или иной услугой. Поэтому прежде, чем создавать дизайн, необходимо фундаментальное исследование продукта. Нужно изучить много специфической литературы, сделать предпроектный анализ и потом выдать то, что будет по-настоящему работать. По этой причине, графический дизайн – это осознанный дизайн, то, что не просто выглядит хорошо, но и работает на уровне психологии человека.

“Графический дизайн – это осознанный дизайн, то, что не просто выглядит хорошо, но и работает на уровне психологии человека.”

 

  • Расскажите, пожалуйста, про Вашу музыкальную сторону и диджеинг. Какой музыкой занимаетесь и как откликается она в индустрии у нас в стране.

Касательно музыки – она была для меня хобби, которое позже переросло в нечто большее и интересное. Я всегда любил музыку и с детства занимался на каких-либо инструментах, начиная с того момента, когда мне бабушка подарила синтезатор. Уже в школе занимался диджеингом, а когда попал в рок-группу, перешел на барабаны и с тех пор играю на них. В определенный момент ко мне пришло понимание, что нужно разрабатывать свою собственную айдентику, стилистику и как любитель электронной музыки, решил сделать симбиоз из нашей народной музыки и электроники. Таким образом, к нынешнему времени удалось выпустить уже два альбома и, в принципе, я получаю хороший отклик от слушателей, реакция которых мне особенно приятна. Людям нравится, и это главное. В будущем хочу изучить наши народные инструменты, посмотрим, что из этого выйдет. А сейчас я работаю над новым альбомом, надеюсь он выйдет до конца этого года.

 

  • Вы работали с Гулзадой Рыскуловой, расскажите, пожалуйста об этой работе.

Одной из ветвей развития моей музыкальной карьеры является работа с различными исполнителями и музыкантами, в числе которых и была Гулзада Рыскулова. До нее я работал с Каныкей и с некоторыми ребятами из рэп индустрии. В плане сотрудничества - я всегда открыт, не преследую целей заработать, мне нравится сам процесс работы ради реализации определенной крутой идеи. С Гулзадой мы так и сработались, у нас было схожее видение хорошей музыки. Я написал ее первый трек “Жаз” – песня, с которой она дебютировала. И с тех пор мы остались в хороших отношениях и даже были в процессе создания музыкального коллектива, где Гулзада была бы солисткой, но из-за пандемии работа была приостановлена. Думаю в будущем мы ее возобновим.

 

  • Вы очень разносторонний человек, помогают ли Ваши разные увлечения друг другу? Может в процессе создания музыки к Вам приходит идея по дизайну?

Музыка и дизайн – это почти идентичные инструменты восприятия. Если музыка – лед, то дизайн – это вода, кроме того, связь музыки и дизайна является рзаным проявлением одной и той же материи творчества. Поэтому да, согласен с вами, музыка мне помогает в дизайне и наоборот, дизайн мне помогает в написании музыки. Остается только много работать и стараться развивать правильную концепцию восприятия у людей.

 

  • Ваше увлечение машинами: это хобби или Вы профессионально занимаетесь этим?

Мое увлечение машинами – это хобби, но опять же хобби, которое переросло в нечто очень крупное. На данный момент я активно занимаюсь проектом вместе с Азизом Хасановым (Antares Group) под названием Ayda project - это кыргызоязычный ютуб-канал, где мы снимаем обзоры на машины разных моделей и годов выпуска. Мы тестируем мощные и быстрые машины, которые являются рекордсменами по своим показателям не только в СНГ, но и во всем мире. Основная часть моего окружения связана с машинами, поэтому, и видимо, данная сфера являются неотъемлемой частью моей жизни, как и другие мои увлечения. И кстати, возвращаясь к предыдущему вопросу, мир машин также помогает мне в дизайне и в музыке, и наоборот. К примеру, мы разрабатывали фирменный стиль для такой всемирно известной компании под названием MORENDI, которая занимается автотюнингом. Также я работал над созданием дизайна для канала-миллионика на Youtube – DSC OFF. Все в моей жизни взаимосвязано, где одна сфера плотно переплетается в другую и получается результат, который вы можете наблюдать.

 

  • Есть ли у Вас видение нашей страны в будущем с творческой стороны? Какое у вас видение "гармоничного Бишкека, Оша или Нарына" и других городов, в которых хотелось дальше оставаться творить и работать?

Мое видение состоит в том, что каждый гражданин должен хорошо выполнять свою работу. Нужно развивать в себе определенные качества и осваивать те профессии, которые помогут миру стать лучше, ведь мы являемся частью огромного мира и наша страна должна идти в ногу со временем и развиваться вместе с остальным миром. Если упростить, нам необходимо ответить на вопрос: “Кто мы для этого мира и что мы можем ему дать?” В случае, если и дальше будем вариться в собственном соку, то вряд ли мы придем к развитию. Мне очень импонирует то, как работают ребята из IT сферы, они ярко показывают, как можно с помощью большого мира успешно реализовывать у нас свои идеи. Необходимо изучать языки и осваивать новые и интересные профессии, которые в будущем не смогут автоматизировать роботы - важно считаться с общими законами внешнего мира.

 

  • Часто ли Вас зовут Вас работать за границей? Что Вас удерживает оставаться в Кыргызстане?

Да, меня часто звали и зовут работать над большими проектами за границей. Сейчас мы онлайн работаем с некоторыми зарубежными компаниями, как я и говорил выше – MORENDI и DCS OFF. Что меня тут держит? Ответ прост: любовь к своей земле, осознание того, что ты на своей родной территории – эти чувства очень сильно греют изнутри. Наши предки, наверняка, отдали огромную цену за то, чтобы у нас был свой маленький кусочек земли, своя прекрасная и красивая природа, горы, которые мы сейчас имеем. Поэтому мне не хочется отсюда уезжать, да и зачем мне это нужно. Надо здесь расти и, в особенности, помогать регионам идти в правильное русло развития. Я планирую летом проехать по южным регионам Кыргызстана и просвещать юное поколение ребят о возможностях современных профессий. Лоббирать им интерес к изучению дизайна, графики, открывать им новый, неизведанный мир крутых возможностей. В свете последних событий за прошедший год в стране, я буду рад, если таким образом положительно повлияю на подрастающее поколение.

 

  • Поделитесь, пожалуйста, советами начинающим дизайнерам. Что больше всего нужно развивать в себе, чтобы быть успешным в этой нише?

На данный момент для начинающих дизайнеров работы “поле не паханное”. Весь мир на ладонях – есть доступ к интернету, к огромному количеству полезной информации и крутым технологиям. Интересные ютуб-каналы, онлайн-лекции, куча всего – просто необходима усидчивость для изучения. Главное обучиться азам, а потом у вас будет возможность вырабатывать собственный стиль. Допустим, я учился в то время, когда всего этого не было, мы с одногруппниками умудрялись копировать книги на ксероксе и сшивать эти черно-белые книги, а затем учиться по ним. Поэтому нынешний период – это золотое время для развития в себе навыка графического дизайнера, программиста, хоть кого угодно. Главное быть любопытным и много работать над собой, тогда у вас все получится. Вот главные советы.

 

 

Спасибо за интервью! 



________________________________________________________________________

Записала Кыял Сагындыкова  📝