ОО АрсУста - Общественное объединение ремесленников, обладающие уникальными технологиями обработки дерева.

 

 

07 сентября 2022
На обложке
ОО АрсУста - Общественное объединение ремесленников, обладающие уникальными технологиями обработки дерева. | Vizitka

Проект софинансирован Европейским Союзом и Федеральным министерством экономического сотрудничества и развития Германии (BMZ) в рамках программы Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit (GIZ) GmbH (Германского общества по международному сотрудничеству) “Комплексное развитие регионов” и реализуется ACTED и ИДЕА ЦА1. Предыстория Общественного Объединения «АрсУста»

1.1. История прославления ремесленников на территории Арстанбапа

Предыстория ОО «АрсУста»

Кыргызстан, страна с уникальной природой и самобытной историей каждого региона. Одним из интересных мест является Джалал-Абадская область, где расположен крупный ореховый лес, на Ферганском и Чаткальском хребтах, на высоте в 1700 метров является сельская управа Арстанбап. Исторически так сложилось, что люди здесь занимаются обработкой дерева для изготовления поделок, сувениров и другой продукции. Мастерство обработки дерева передается от отца к сыну и как говорят местные жители «эти навыки есть у каждого, они у нас в крови». Долгое время мастера или как здесь принято называть «уста» занимались ремеслом самостоятельно, и всегда их умение пользовалось спросом, кому стул починить, сделать мебель или лестницу, иногда посуду или игрушку для ребенка. Многие старинные изделия сделаны из орехового дерева, это крепкий и благородный материал. Но времена прошли, сегодня ореховый лес под охраной, и мастера-краснодеревщики используют другие виды дерева, чаще всего карагач, который ничем не уступает в прочности и долговечности. 

В 2019 году администрация сельской управы Арстанбап обратила внимание на одно из стратегических направлений развития региона – популярность поделок из дерева, как сувениров, посуды, мебели так и других изделий. Ремесленников Арстанбапа стали приглашать к обучению по повышению квалификации, с привлечением международных экспертов и специалистов. Арстанбап считается курортным регионом, местные жители в основном работают в сфере туризма. Разгар туристического сезона приходится на летние месяцы, июнь, июль и август. В остальное время года, жители занимаются сельским хозяйством, выращивают животных, косят сено, собирают орехи в лесу, ремесленники изготавливают поделки до следующего туристического сезона. В 2021 году местные мастера при содействии администрации сельской управы Арстанбап приняли участие в реализации проекта по объединению мастеров по дереву. Было принято решение создать объединение мастеров Арстанбапа «АрсУста», тем самым организовав в своих кругах более 25 специалистов из числа местных жителей, ремесленников по обработке дерева.

Лидером ОО «АрсУста» является 29-летний Рахматилла Таджибаев. Он родился и вырос в Арстанбап и всегда стремился заниматься любимым делом – обработкой дерева и изготовлением уникальных изделий. Какое-то время он жил и работал в России и не понаслышке знает, что такое тоска по родине, как тянет к родным местам. Поэтому задался целью развивать свой регион, создать дело, которое объединит многих его односельчан, создаст рабочие места и снизит поток миграции.

«Еще в школьные годы, я помню, весной, летом, осенью в селе много работы, орехи собирать, осенью сено косить, а зимой много свободного времени и отец предложил мне научится делать из дерева всякие вещи, наш сосед был столяром, и я пошел к мастеру. После 9го класса я постоянно приходил и учился у мастера. Мне было сразу все интересно. И вот так появилось мое увлечение, а со временем пришло мастерство», - рассказал Рахматилла Таджибаев. И судя по разговорам со многими мастерами столярного дела в Арстанбапе понятно, что это мастерство передается в семье как реликвия от отца к сыну, либо проходит обучение у мастера. Однако обучающей базы мало, да и инструменты все устарели, но это как со скульптурой, взять скалу и отсекать все лишнее, со временем приходит опыт создавать шедевры. Так и с деревом, любое лишнее движение и шедевр может превратиться в дрова, но, если вложить умение и душу, появляются уникальные вещи для интерьера, обихода и сувенирная продукция. 

Согласно «Концепции бренда Общественного Объединения ремесленников по дереву «АрсУста», деятельность направлена на продвижение продукции изделий из дерева и защиту интересов ремесленников, путем усиления платформы коллективного взаимодействия с туристическим и предпринимательским сектором на местном и национальном уровнях, что приведет к объединению большинства мастеров и позиционированию под единым брендом. 

Основная цель ОО «АрсУста» – это поддержка и развитие деятельности мастеров-ремесленников по дереву Арстанбапской сельской управы, а также повышение знаний и навыков в сфере ремесленничества и ведения бизнеса, внедрение новых технологий, создание возможностей для улучшения их профессиональных навыков, а также участие в решении местных, социальных и экономических проблем.  «Я занимаюсь ремеслом по дереву больше 20 лет. Еще с детских лет я наблюдал, как отец работал столяром, у него и научился многим тонкостям работы с древесиной. Отец работал учителем дисциплины «труд» в местной школе и приучал всех мальчиков работать ручным трудом, уметь все починить или создать свое изделие. Сейчас отец до сих пор продолжает работать, уже вместе с сыном в столярной мастерской. Многие изделия производятся на заказ, так как древесина стоит дорого», - рассказал Шохрух Таджимуратов.

Кроме того, в рамках создания общественного объединения ремесленников по дереву «АрсУста» и при поддержке сельской управы Арстанбап и проектов доноров для местных молодых мастеров и школьников на базе столярной мастерской прошли мастер-классы по работе с древесиной. Обучение прошли порядка 60 учеников. По словам Рахматилло Таджибаева, обучать молодежь – важное дело, так как многие интересуются этим ремеслом, но нет возможности для молодых людей получать знания и опыт. Сувениры для туристов — это не сложная работа. Но создавать уникальные изделия из дерева, это требует особого мастерства и знаний. В мастерской есть специальное оборудование для работы с большими массивами дерева или готовой древесины, большая часть производимой продукции — это различная мебель, шкафы, столы, стулья, резные подголовники на кровать или двери с замысловатыми узорами. Для производства более утонченных изделий необходимо специальное оборудование, чтобы создавать небольшие уникальные изделия. Тем не менее, даже в таких условиях методом проб и ошибок удается мастерить удивительные предметы из дерева: посуда, картины, миниатюрные точеные фигурки и многое другое.

                                                                                        

«Народное ремесленничество сочетать с современной технологией, для этого необходимо закупать современное высокоточное оборудование для резьбы по дереву, для того чтобы реализовывать интересные проекты. Но даже сейчас мы стараемся объединять мастеров и обучать молодых, чтобы продвигать и развивать искусство обработки дерева», - отметил Р. Таджибаев. Он уверен, что лучшие времена развития мастерства ремесленников по дереву еще впереди, так как любое старание всегда приводит к ожидаемому результату. Мода на деревянные поделки, сувениры, посуду и мебель никуда не уйдет, а потому труд ремесленника всегда будет пользоваться спросом. А ремесленничество – это вполне востребованная профессия. 

ОО «АрсУста» — это не просто объединение ремесленников по дереву, наверное, можно сказать, что это история и будущее Арстанбапа, так же как их предки, отцы и деды обрабатывали древесину испокон веков, так и сегодня возрождается ремесло, не ушедшее в лету. Древесина всегда хранит тепло рук мастера, вещь, сделанная с любовью и вложенной частичкой души ремесленника, прослужит долгие годы, напоминая о приятном времени посещения курортной зоны Арстанбап. Здесь очень отзывчивые и гостеприимные люди, любого путника пригласят в дом и угостят вкусным чаем с вареньем из местных ягод, грецкого ореха и горного меда, ароматного хлеба из тандыра. За долгими разговорами о местных легендах совсем не заметишь, как пролетело время и отсюда точно не захочется уезжать, потому что в городской суете и заботах, очень захочется вернуться сюда, чтобы вновь увидеть склоны ореховых лесов и вздохнуть полной грудью чистого горного воздуха и выпить воды из горного источника. А сувенир из дерева от местных ремесленников всегда напомнит Арстанбап, который вы полюбили навсегда.

1.2. Личная история отдельных участников - ремесленников

Искусство создавать шедевры

Создавать уникальные вещи в любом направлении — это искусство, а если писать картины из шпона дерева? Казалось бы, этот вид искусства остался в далеких античных временах под толщей страниц истории. Но нет, сегодня есть в Кыргызстане такие уникальные мастера краснодеревщики, которые имеют уникальные навыки создания картин в технике маркетри. Бахадыр Умаров, уроженец села Арстанбап Джалал-Абадской области, о себе не привык говорить много, как многие мастера, но о нем красноречиво говорят его работы. Он мастер по созданию картин в стиле «маркетри», а также декорированию деревянных поверхностей сусальным золотом и серебром или имитацией под серебро или золото, и обработкой дерева в стиле «патина» для создания эффекта «под старину».

Трудно представить сколько нужно терпения и мастерства, чтобы подобрать оттенки шпона для создания картины из дерева. Маркетри — это древнее ремесло, в котором мастер с помощью режущих инструментов и клея создает уникальные произведения искусства. Эта техника инкрустации требует от художника огромного терпения и усидчивости, а также обязательного наличия таланта и работоспособности. Как рассказал Бахадыр Умаров, созданием картин он занимался в молодости, около 15 лет назад, но несмотря на это, сегодня есть большое желание вновь заниматься творчеством. На создание одной картины в стиле маркетри уходит порядка 3 месяцев. 

«Это настоящий цвет шпона, картина выполнена из дерева, то есть небольшие кусочки дерева подбираются по цвету и по размеру, они фигурно вырезаются и таким образом собирается картина. Я раньше делал много картин, но не было технических возможностей, чтобы сделать фотографии, поэтому картины утрачены. Например, у меня было несколько работ, выполненных в национальных мотивах, это «горный пейзаж», «лошадь с жеребенком», «юрта на поляне и пожилая женщина» и другие работы», - рассказал мастер. Сегодня у мастера в наличии одна картина, которая хранится в семье – «Клеопатра», с которой он не смог расстаться даже за большие деньги. Мастерство обработки дерева он перенял от отца, который, как и многие в селе Арстанбап занимались производством деревянных изделий. Отец был столяром, с малых лет Бахадыр Умаров интересовался и всегда смотрел как отец мастерит что-либо из дерева. Потом отец показывал сыну как работать с древесино Бахадыр по образованию музыкант, имеет навыки игры на национальных инструментах, но в молодые годы выступления музыканта на мероприятиях не приносили достаточного дохода. И он решил развивать свои навыки обработки дерева. Более изящные навыки мастерства создания изделий в технике маркетри изучал самостоятельно.

На сегодняшний день все большую популярность приобретает антикварная мебель. Но поскольку не у всех есть возможность приобретать настоящие предметы старины, то можно состарить предметы при помощи такой техники, как патинирование дерева. Это технология, при которой возможно искусственно состарить мебель. Происходит этот процесс путем нанесения двух слоев краски на дерево. Бахадыр Умаров талантлив во всем, не только при работе с уникальными техниками обработки дерева, но и имеет большой опыт в создании шкатулок и других поделок. Главное в работе мастера — это усидчивость и стремление к цели, потому как любая ошибка может стоить зря потраченного времени и порче дорогостоящего материала. «Я делаю шкатулки, маленькие и большие, и совершенно разные. Секрет моих шкатулок в точности механизма. Я придумал экономичный и быстрый способ изготавливать открывающийся механизм. Когда делаешь небольшое углубление, в крышке и стенке шкатулки, потом все проклеиваешь клеем и готово. Не надо покупать саморезы или другие детали. Очень просто и быстро, и все скрыто. Такие шкатулки как матрешки вставляются одно в другую. Они пользовались спросом», - поделился секретом Б. Умаров.

Сегодня, он как многие жители села Арстанбап в основном занимается туризмом, у него гостевой дом, где вся семья работает в сезон для принятия гостей. Этот вид бизнеса приносит доход для большой семьи, но у мастера есть цель открыть собственную мастерскую, где будут обучаться и проходить практику желающие овладеть мастерством ремесленника по обработке дерева. «Я уже выкупил земельный участок, на котором планирую построить мастерское. На собственные средства закуплено оборудование. Я мог бы написать проект или обратиться за помощью, но я хочу открыть мастерскую своими силами. Сегодня, многие мастера по Кыргызстану не обладают навыками работы с сусальным золотом или серебром, не имеют навыков патины дерева и многое другое, они просто красят краской под золото, и разницу в качестве сразу видно.

Я много лет занимаюсь обработкой дерева, созданием изделий, у меня есть достаточный опыт обучать молодых мастеров своим навыкам и конечно есть большое желание создавать картины в стиле маркетри», - отметил мастер. Мастер планирует открыть свою собственную мастерскую по обработке дерева, обучению молодых мастеров работы в технике маркетри, обработке деревянных изделий в стиле патина и инкрустации дерева сусальным золотом или имитацией. В настоящее время У.Бахадыр инвестирует свои заработки от занятия туризмом в покупку специальной техники для мастерской, выкуплен земельный участок под мастерскую, готовится строительство здания мастерской. У Бахадыра есть два сына, которые пошли по стопам отца, тоже занимаются обработкой дерева, работают с сусальным золотом и серебром, реставрируют антикварную мебель в одном из мебельных салонов Москвы. Возможно, со временем они возглавят дело отца, потому что должна быть преемственность поколений, так уж заведено в селе Арстанбап, когда мастерство передается от отца к сыну многие времена.

1.3. История Арстанбапа, его культура, традиции и уникальность, природа и ландшафт

Сказочный лес Арстанбапа

На юге Кыргызстана расположен один из самых красивейших мест нашей страны – реликтовый лес в Арстанбапской долине, который находится на высоте 1600 метров над уровнем моря. Обширные территории фруктовых и ореховых лесов в долине реки Арсланбоб являются самыми крупными в мире, площадь которых достигает более 600 тысяч гектаров. Ежегодно в Арстанбапе местные жители собирают до полутора тысяч тонн грецких орехов, а также до пяти тысяч тонн яблок, фисташек и алычи. Туристы и местные жители приезжают сюда за возможностью насладиться уникальным природным ландшафтом, вдохнуть полной грудью чистый горный воздух и отдохнуть от городской суеты.

В селе Арстанбап активно развивается туризм, есть несколько мест для отдыха, а также можно с комфортом добраться до главных достопримечательностей - водопадов, на переоборудованных под перевозки грузовых машинах. Для любителей активного отдыха с гидом или проводником можно совершить трекинг в урочище хребта Бабаш-Ата на западных и южных склонах Ферганского и Чаткальского хребтов. Кроме того, в скалистых ущельях на высоте 2200 м над уровнем моря горные реки стремительно несут свои бело пенные воды. Иногда они срываются далеко вниз, создавая при этом удивительные по красоте и величию водопады. В зимнее время в Арстанбапе есть места, где можно с ветерком прокатиться на лыжах по горным склонам орехового леса. Это делает регион привлекательным для посещения в любое время года. Как рассказал старожил гостевого бизнеса Хуснидин Абдулхалилов, туризмом он занимается более 25 лет, это семейный бизнес, который круглый год приносит стабильный доход. Но для него и его семьи — это не просто бизнес, а образ жизни. Еще с советских времен этот регион был одной из всесоюзных здравниц, а с развалом великой державы и трудным периодом перестройки стало понятно, что туристическое направление одно из самых перспективных и направлений.

«Образование среднее, но что могу сказать, у нас есть такая пословица «Для парня 40 профессий — это мало» поэтому я на все руки мастер. Когда-то давно, я начинал работать чабаном, пас овец, сейчас работаю менеджером в своем гостевом доме. Да и многие здесь так работают в селе мало доходоприносящей работы, поэтому в туристический сезон мы занимаемся туризмом, весной засеваем поля картошкой и другими овощами, с середины лета многие на сенокосе запасают траву для скотины на зиму, осенью занимаемся сбором орехов, а зимой практически нет занятости и ремесленники делают свои поделки из войлока, шерсти и дерева, чтобы в следующий туристический сезон выставить на продажу. Вот так мы и живем», - рассказал Хуснидин Абдулхалилов. Кроме того, Хуснидин рассказал о том, что практически все село, многие мужчины так или иначе занимаются столярным делом, кто мебель мастерит, кто двери делает, некоторые занимаются профессионально ремеслом- изготавливают сувениры, посуду и декоративные изделия.

«Я сам тоже столяр-самоучка, в молодости много чем занимался, и научился обрабатывать дерево. Многие вещи из дерева для дома я сделал своими руками, моим большим достижением было изготовление деревянной лестницы с перилами на второй этаж, это очень сложная работа, требующая точных расчетов для сборки конструкции, также мастерю мебель для дома своими руками», - рассказал он. Местные жители знают много легенд и сказаний об истории происхождения села Арстанбап. Один из старейшин села Мансурали Маллабаев дамла (учитель) посвятил всю свою жизнь развитию и благосостоянию села. По профессии он учитель математики в местной школе, потом был завучем, директором. Также в свое время окончил Ташкентский сельскохозяйственный институт по специальности лесовод. Работал в лесхозе. Последнее время все свое время посвящает изучению истории родного края – села Арстанбап.

«Последние 10 лет занимаюсь сбором информации для книги по истории тюркской земли, название книги «Земля тюркского народа». Потому что Арстанбап долгое время, 2500 лет был столицей тюркского государства, я это доказал. Арстанбап Ата сам был араб по национальности. Имя у него было другое, а кличка была Арстанбап ата, потому что он создал в 739 году Караханидское государство. В официальных источниках пишется другой человек. Арстанбап Ата был первым государем Караханидского государства, и его называли Асламхан, а настоящее имя было Исхак. Он был предком пророка. В те времена здесь он занимал всю Центральную Азию и даже Кашкар, а потом было создано Караханидское государство.» потом его предки почти 500 лет руководили здесь. Арстанбап был тогда столицей, а их столицу сперва называли Каралык, Карабалык, а в последнее время называли Баласагун. В настоящее время считают, что Токмак был Баласагуном, это неправильно. Я доказал, что Арстанбап был Баласагун. Когда он здесь заселился то принес сюда Ислам. «Боп» это арабское слово, что переводится как дверь. Получается он открыл дверь в Ислам. И звали его Исхак Боп, потом почти 30 лет руководил Арсланханом и когда умер его назвали Арстанбап. Здесь есть захоронение. Святой человек», - рассказал Мансурали дамла. Кроме того, Мансурали дамла развенчал легенду о том, что когда-то сам Александр Македонский бывал в этих местах, восхитился ореховыми лесами и взял с собой орехи, а после довез до своей далекой родины, которые положили начало ореховым садам Греции (после этого события данный вид ореха и получил свое название – грецкий).

«Это не правда, я читал подлинные исторические документы, где четко говорится, что Македонский доехал до Самарканда и до Бухары, там он точно был и есть исторические данные. А за Азовское море дальше Македонский не заходил. Здесь в лесах Арстанбапа его не было. Я изучал научные труды экспедиций русских, которые тщательно все изучали и выяснили что ореховые леса были здесь еще 20 тыс. лет назад. И ранее имя этих мест Карабалык или еще другие названия есть. В старых тюркских источниках указано, что здешние места назывались «Куз орда» что в переводе означает «куз» - орех и «орда» - столица» и много разных названий», - отметил он. Кроме того, Арстанбап Ата построил здесь огромную воскресную мечеть на склоне, в 750 годах, сейчас от нее остались следы фундамента. Но местные жители мечеть под горой называют «жума мечет», что от арабского переводится «водопадная мечеть», так как она, по его словам, расположена у подножия водопада (так местные жители ее называют). Историй о возникновении названия места много, но местные люди верят в те легенды, которые передаются из поколения в поколения, их рассказывают детям за семейным столом, чтобы знали и помнили историю своего края. Туристам тоже интересно узнавать интересную информацию о здешних местах, а также посетить места с достопримечательностями, которые включает в себя конные или пешие прогулки на Большой или Малый водопады, агротуры с участием в сборе лекарственных растений, походы на Священное (Зеркальное) озеро и к Святому камню, важные места паломничества мусульман.

1.4. Уникальное торговое предложение (УТП)

Продукция ремесленников по дереву ОО «АрсУста»

Туристическая зона Арстанбап - место, куда всегда хочется вернуться, сколько бы раз ты не ездил в эти края, потому побывав там однажды – влюбляешься навсегда. Гостеприимные люди, новые пейзажи, чистый воздух и возможность насладиться уникальной природой ореховых лесов на склонах урочища Бабаш-Ата среди западных и южных склонов Ферганского и Чаткальского хребтов. Территория Арстанбапа знаменита, прежде всего, потрясающими реликтовыми орехово-плодовыми лесами, занимающими в общей сложности 600 тысяч гектаров.

Здесь жизнь течет медленно и размеренно, не сравнить с ритмом большого города, люди привыкли к стабильности, времена года сменяют друг друга, и каждый занят своим делом, несмотря на безработицу, одни занимаются туризмом, другие производством сельскохозяйственных товаров, ремесленники по дереву мастерят поделки, посуду и сувениры. Исторически так сложилось, что мужчины здесь занимаются изготовлением изделий из дерева, многие перенимают этот опыт из поколения в поколения, другие учатся у мастеров или «уста» как здесь говорят. Ремесленники по обработке дерева, объединившись в ОО «АрсУста» приняли решение работать под единым брендом и названием, чтобы возрождать и укреплять древнее искусство создания уникальных вещей из древесины. 

Первоначально, в рабочую группу ОО «АрсУста» вошли 10 мастеров-ремесленников Арстанбапа и в сотрудничестве с администрацией сельской управы с 2021 года стали принимать участие в обучающих тренингах от международных организаций, а уже в 2022 году они прошли государственную регистрацию официально зарегистрировав бренд Астанбапа «АрсУста». Мастера ремесленники по дереву создают уникальную продукцию, причем нет мастера, который бы делал одни и те же поделки. К примеру, Бахадыр Умаров имеет большой опыт в реставрации антикварной мебели, нанесении на деревянные детали сусального золота и серебра, знает тонкости работы с патиной (искусственное старение древесины), а также умеет создавать потрясающие картины в технике маркетри, когда картина собирается из разного цвета шпона.

Умид Сайфидинов мастер по вытачиванию и созданию различных видов посуды из дерева, а также поделок для дома и быта. Руководитель мастерской ОО «АрсУста», Шохрух Таджимуратов может создавать из дерева многие вещи, и посуду, и шкатулки, выжигать картины. Сейчас, из-за большого спроса на товар он занимается изготовлением мебели, но даже здесь вносит свои авторские пометки, вырезая красивые узлы на дверцах и спинках. Последним его большим проектом, является тумбочка с множеством потайных мест, такие были популярны в средние века. Многие мастера считают его наставником и прислушиваются к советам.

Лидером ОО «АрсУста» является 29-летний Рахматилла Таджибаев и его главной целью является продвижение деятельности ремесленников по обработке дерева, обучение молодых мастеров и создание рабочих мест в селе Арстанбап. Они все очень разные, но все по-своему создают уникальное торговое предложение – продукция от ремесленников по обработке дерева. Это изделия ручной работы: посуда и сувениры, поделки и мебель и многое другое.

Как отмечает Рахматилла Таджибаев, спрос на товары всегда большой, но несмотря на это, мастера работают под заказ, а все, потому что каждая работа уникальна, необходимо время и ресурсы для создания изделия.

«Продукция ремесленников по дереву ОО «АрсУста» пользуется большим спросом, недавно, в мае, например, проходила ярмарка в Базар-Коргонском районе, где мы успешно представили свою продукцию, многие ею интересовались. Также при поддержке проекта международного донора четыре мастера ОО «АрсУста» обучили около 60 представителей молодежи Арстанбапа к ремесленничеству и основам бизнес-планирования. В итоге, участниками разработаны 14 уникальных бизнес-идеи, связанных по изготовлению изделий из дерева. Иными словами, объединение готовит будущих кадров и ищут талантливых учеников для продолжения дела ремесленников, - рассказал Рахматилла Таджибаев. По его словам, бренд «АрсУста» может дать большое будущее селу Арстанбап, чтобы молодые люди не уезжали на заработки за рубеж, а могли реализовать свои идеи и умение здесь на местах, создавая уникальные изделия из дерева своими руками. Кто знает, может объединенные мастера ОО «АрсУста» смогут возродить полную мощь ремесленников и село станет «Селом ремесленников» и трудоспособные люди найдут работу на своей земле.

Примечательно, что основной целью ОО «АрсУста» является поддержка и развитие деятельности мастеров-ремесленников по дереву Арстанбапского сельского округа. Кроме того, они стремятся к повышению знаний и навыков в сфере ведения бизнеса и предпринимательства, созданию возможностей для них в улучшении их уровня предпринимательской деятельности, профессиональных навыков, а также частичное решение социальных и экономических проблем. Связывающая идея членов ОО «АрсУста» (единая цель) – производство сувенирных и других древесных изделий под единым брендом с целью улучшения качества изделий и выход на другие рынки потребителей, чтобы не только продавали в туристический сезон, а была возможность продавать круглый год. В туристической зоне Арстанбап, по дороге к водопадам установлены торговые места, где местные мастера могут предлагать на продажу свои изделия, сувениры и поделки, они очень разные, но сделаны с любовью и вниманием к деталям.

Так, на ярмарке можно увидеть различные виды изделий из дерева, такие как статуэтки, шкатулки, бусы, сувениры, а также посуду и изделия домашнего обихода. Цены самые демократичные, ведь главное это впечатления и воспоминания. Обязательным к приобретению является символ Арстанбапа – это статуэтка в виде тигра, орла, а также добрые пожелания мира и благополучия в каждую семью. Но ярмарка по дороге на водопад славится не только сувенирами и изделиями из дерева, многие люди производят вкусные и полезные сладости и угощения, которые пользуются большим спросом. К примеру, можно увидеть на прилавках домашнюю карамель или сушеные полезные травы в чай, приправы, горный мед, сушеные фрукты, а также пастилу разных вкусов и сортов и многое другое, уйти с пустыми руками точно не получится. Яркие прилавки и улыбающиеся лица продавцов, предлагающие попробовать свою продукцию, не оставят вас равнодушными. Восток – дело такое, немного поторговаться и можно набрать огромную сумку восточных самобытных вкусностей из самого сердца Арстанбапа.

1.5. Оценка потенциала развития ОО «АрсУста»

Визитная карточка Арстанбап: Сувенирная продукция и посуда из дерева

Каждый из нас любит путешествовать и открывать для себя новые места, точки на карте. Но по странному пониманию мы считаем значимым путешествие в далекий или близкий за рубеж, в то время как поездки по Кыргызстану куда более увлекательны и интересны. В каждом регионе Кыргызстана можно встретить что-то необычное, к примеру. на озеро Иссык-Куль едут чтобы искупаться, позагорать на песке, поесть Ашлям-фу в Караколе или купить бусы из ракушек в Чолпон-Ате, в Нарыне едят много мяса, в Баткене закупают курагу и сушеный урюк, а в Оше любят поесть самсы и майда манты. Вот такая география у Кыргызстана, но есть еще одно знаковое место на карте, обязательное к посещению – село Арстанбап в Джалал-Абадской области. И приезжают сюда не только за потрясающими видами на величественные водопады и ореховый лес. Знающие люди приезжают купить деревянную посуду, сувениры или другую безделушку, выполненную из дерева местными мастерами, ремесленниками по обработке дерева ОО «АрсУста».

Общественное объединение ремесленников по дереву объединились под брендом «АрсУста», при поддержке администрации сельской управы Арстанбап и международных доноров с целью продвигать отечественную продукцию как на внутренний рынок, так и для международных заказов. Изделия ручной работы очень ценятся во всем мире, а потому уникальная возможность возродить, развивать и добиться успеха появилась и у ремесленников ОО «АрсУста». Создание изделий из дерева — это большой труд, который требует от ремесленника не только знания технологий обработки древесины, но и пространственное мышление, которое позволяет представить, как будет выглядеть конечный продукт, насколько он будет востребован, практичен в использовании. Так, ОО «АрсУста» оказывает содействие развитию ремесленничеству по дереву в Арстанбапе для повышения профессиональных навыков и знаний мастеров в сфере ведения бизнеса и предпринимательства, а также осуществление консультационной поддержки в различных сферах.

Неотъемлемой частью деятельности местного сообщества является содействие в продаже товаров, произведенных под единым брендом и возможность создания площадки для улучшения взаимосвязи ремесленников, что приведет к улучшению качества жизни мастеров (их семей), и к уменьшению уровня внутренней/внешней миграции во всем Базар-Коргонском районе Джалал-Абадской области. Идеи амбициозные, но, если не ставить высоких целей, трудно достичь успеха, тем более что потенциал достаточно высокий, так как на рынке практически нет аналогов производства подобной продукции из дерева. Так, в ОО «АрсУста» объединены порядка 25 мастеров, которые работают в разных направлениях: производство посуды, шкатулок, сувениров, изделий для домашнего обихода, а также мебели и многое другое. Если говорить о бренде «АрсУста» - мастера Арстанбапа (Арстанбаптын Усталары), то у них разработан достаточно лаконичный, говорящий логотип, где был сделан упор на историческое значение самой курортной зоны, так как его название уже известно среди внутренних и внешних туристов. Также, ассоциации со словом «Арстанбап», у большинства людей ассоциируются с тремя вещами: «горы», «орех» и «водопад», из чего, собственно, и состоит логотип. Если говорить о ценностях ОО «АрсУста», то они работают по следующим принципам: Партнерство, когда все члены ОО «АрсУста» являются партнерами, существует эффективная взаимозависимость друг от друга (принцип WIN-WIN) и содействие продажи товаров и услуг друг друга. К примеру: Специалист по продажам ОО «АрсУста» продвигает бренд и получает заказ, выполнение заказа осуществляют несколько членов объединения под единым брендом по одному стандарту. Прозрачность, как стремление к максимальной коммерческой прозрачности в работе ОО «АрсУста», управление заказами будет организовано так, что любой член ОО «АрсУста» будет иметь возможность получить информацию о текущем статусе любого заказа. Результативность, для того чтобы решить, если уж работать, то работать хорошо - соблюдение поставленных сроков, исключение возможных ошибок и приложение максимальных усилий для достижения результатов и соблюдение одного выбранного стандарта качества продукции. Наставничество (устат-шакирт), это возможность передать свои знания и опыт молодому поколению мастеров, для раскрытия их потенциала. Бережное отношение к природе и сохранение орехового леса. Сегодня весь мир стремится найти баланс между практичностью и гармонией с природой, изделия из натуральной древесины, будь то посуда или сувенир, это залог здоровья прежде всего, шанс помочь снизить загрязнение экологии вредными веществами и построение зеленой экономики в экологичном регионе страны.

 

2. История продукта

2.1. История использованного сырья» особенно в Арстанбапе

Изделия из дерева – эстетика, самобытность и экологичность

Во всем мире существует тенденция – мода на все экологически чистое: продукты питания от фермеров, посуда для пищи из натуральных материалов, отдых вдали от городского шума и суеты. В современном мире, натуральная продукция стоит дорого и высоко ценится, так как многих волнует забота об экологии и здоровье человека. Сегодня в мире многое стараются заменить пластиковыми изделиями, которые помимо недолговечности загрязняют почву и воду, период разложения таких изделий исчисляется сотнями лет. Каждый регион Кыргызстана славится своими памятными безделушками, хотя иногда, можно наткнуться на совершенно уникальные изделия, которые могут стать полезной вещью в доме. Например, эксклюзивная деревянная посуда, шкатулка или ваза и многое другое.  В селе Арстанбап Джалал-Абадской области есть общественное объединения ремесленников по обработке дерева «АрсУста», которые возрождают древнее искусство создания уникальных изделий из дерева. Они производят продукцию, выполненную из древесины самых различных форм: посуда, сувениры, шкатулки, мебель и многое другое из местной древесины.

Примечательно, что древесина ореха во всем мире считается одной из ценных пород, за свои качества, которая с незапамятных времен была в избытке в селе Арстанбап и Арстанбапской долине. Площадь орехоплодных лесов составляет порядка 600 тыс. гектаров. Это старинные величественные деревья высотой до 30 метров, возраст которых может превышать 1000 лет. Местные ремесленники-краснодеревщики привыкли использовать в работе древесину ореха. Из этой древесины изготавливали практически все: двери, окна, лестницы, сундуки, сбрую для животных, а также посуду, сувениры и многое другое. При изготовлении изделий из ореха или другой ценной древесины проявляются качества прочности и красоты благородных естественных оттенков. Как рассказал лидер ОО «АрсУста» Рахматилла Таджибаев, с 2005 года на территории Кыргызстана, в частности на территории Джалал-Абадской области введен мораторий на использование в изготовлении изделий из древесины ореха и других ценных пород. «Для изготовления разных изделий мы используем разную древесину, все зависит от того, что нужно сделать, но чаще всего это древесина не менее прочная и благородная чем орех, это карагач или как ее называют «кара жыгач». Главное, при изготовлении изделия его прочность и правильная заготовка сырья, так как при механическом воздействии на сырье малейшая трещина или оплошность может привести к тому, что получится не изделие, а дрова на растопку печки», - рассказал Рахматилла Таджибаев.

Введение запрета на использование древесины ореха было сделано с целью сохранить крупнейший в мире орехоплодный лес в мире от браконьерства, так как помимо официального использования сырья фиксировались многочисленные случаи незаконной вырубки и контрабанды ценной породы древесины в зарубежье. Однако леса Арстанбапа богаты и другими породами деревьев, которые подходят для обработки и использования в производстве изделий из дерева.  Многие местные ремесленники рассказывают истории о том, что во времена их юности и первых проб в работе с деревом использовали древесину ореха, и у каждого есть своя первая поделка из этой ценной породы. Мастер по реставрации антикварной мебели, а также работе с сусальным золотом и серебром, Умаров Бахадыр рассказал, что начинал свою деятельность как ремесленник по дереву еще в начале 2000-х годов, и в те времена он изготавливал много изделий из ореха, с тех времен у него хранится несколько шкатулок, изготовленных из этой благородной древесины. «Сегодня орех под запретом, но мастера используют разные породы дерева, главное, чтобы древесина была крепкой и хорошо просушенной. Многие используют карагач, который не уступает по свойствам, мягкий в вытачивании и прочный в использовании. Изделие из дерева тоже требует к себе определенного ухода, так как оно так же, как хрупкое изделие из керамики, может разбиться или деформироваться», - отметил Бахадыр Умаров. Хотя их деятельность связана с обработкой дерева, ремесленники не рубят растущее дерево, а применяют только поваленные деревья естественным путем или же сажают новые. И самое важное среди ремесленников - принят «неписаный закон» - не рубить и не применять орешника в ремесленничестве.

Ремесленник по обработке дерева, как художник видит иначе, даже небольшой пенек в руках мастера может превратиться в произведение искусства, а потому изделия ручной работы требуют, как большого мастерства, так и времени на производство. Так, в рядах ОО «АрсУста» есть мастера по разным направлениям, спросом пользуется вся продукция, произведенная из дерева, так как это экологически чистая продукция, полезная для здоровья человека и не портит экологию, так как древесина -натуральный продукт природы. Занятие ремеслом по обработке дерева в селе Арстанбап передается из поколения в поколение, даже если ты не мастер, все местные жители так или иначе умеют обращаться с деревом и мастерить нужные для дома вещи. Примечательно, что возрождение ремесла по обработке древесины становится довольно популярным среди молодежи, которая стремится к саморазвитию и создает уникальные вещи, поделки своими руками. Как отмечает Рахматилла Таджибаев, в рамках обучающего курса для молодых ремесленников, прошедшего в мастерской ОО «АрсУста», ребята показали высокие результаты. Они смогли попробовать использовать разные технологии обработки древесины, а также методики изготовления самых различных предметов, таких как статуэтки, шкатулки, выжигание картин по дереву, вытачивание на станке предметов посуды и быта и многое другое.

«Для того, чтобы сделать небольшую поделку не нужно много материала, главное умело с ним обращаться, и, если что-то не получается, пробовать снова и снова, практика всегда укрепляет знания. Например, при изготовлении мебели в мастерской остается много небольших остатков дерева, из которых можно делать поделки. Даже из обточенного ствола можно сделать интересные вещи, главное внимательность и фантазия», - отметил Рахматилла Таджибаев. Создание уникальных предметов из дерева — это великое искусство, предметы, которые прослужат многие годы, и сохранят тепло рук мастера, который вложил в создание изделия не только мастерство, но капельку своей души. Роль женщин в ремесленничестве. Хотя ремесленничество -сугубо мужское дело, есть вклад женщин, их работа «за кулисами». Так как, изготовление даже маленького предмета требует пройти несколько этапов, женщины тоже участвуют в процессе. Они участвуют в дизайне, т.е. они подают идею, каким видят будущий предмет, они участвуют в обработке готового продукта для продления срока службы и большинство продавцов- женщины. И что радует то, что среди участников курса для молодежи были девочки и как наравне с мальчиками они обучались применению столярных станков, и в конце две девочки разработали свои бизнес-идеи. И реализации одной из них будет поддержана, т.к. с точки зрения бизнеса идея была реалистичной.

2.2. История технологии

Отсекать все лишнее

История становления и развития человечества на разных этапах развития диктует свои правила, и как когда-то, несколько столетий назад сказал скульптор, поэт, инженер и архитектор Микеланджело Буонарроти – «Я беру камень и отсекаю все лишнее». Это очень точно описывает, как создают свои работы ремесленники. Будь то работа с кожей, шерстью, камнем или деревом. Благодатная земля Кыргызстана, как полная чаша, славится ремесленниками, особую роль среди которых занимают мастера по работе с древесиной. Быт кочевника всегда был сопряжен с путешествиями и переездами, для комфортных условий необходимо не только надежное жилище – юрта, но и крепкая долговечная посуда, а также другие предметы быта. Ремесленники по дереву всегда были в большом почете с незапамятных времен, потому как вручную изготавливали большую часть предметов быта: от крыши над головой, детской колыбели, посуды, инструментов для возделывания земли, музыкальных инструментов, сосудов для хранения продуктов, сундуков и многое другое. В Кыргызстане каждый регион славится своими ремесленниками, обладающими уникальными технологиями обработки дерева. К примеру, в Джалал-Абадской области в сельской управе Арстанбап, несколько поколений от отца к сыну передается мастерство изготовления изделий из древесины. Масштабный лесной массив в горах Джалал-Абадской области на Ферганском и Чаткальском хребтах, на высоте в 1700 метров. Считается это самый крупный в мире орехоплодный лес.

Как рассказал мастер общественного объединения ремесленников по обработке древесины «АрсУста», Умид Сайфидинов, в его семье, навыки работы с деревом передаются по наследству, а некоторые говорят, что это «у них в крови». Он занимается изготовлением деревянной посуды. «Мой дедушка был столяром, я всегда любил наблюдать как он занимается у себя в мастерской, а со временем он научил меня тоже обрабатывать дерево и делать полезные вещи», - рассказал мастер. Работа по созданию изделия из дерева начинается задолго, до того, как ремесленник приступает к вырезанию формы из безликого куска дерева. Прежде всего, необходимо выбрать материал для работы, это может быть сухая ветка из леса для изготовления небольших предметов, либо небольшой пенек или брус. Его необходимо обточить и оставить просыхать на свежем воздухе. Как рассказывают специалисты, свежеспиленное дерево использовать нельзя, так как конечное изделие может деформироваться после завершения. Его необходимо высушивать на стеллаже с умеренным освещением солнца, и чтобы не было излишней влажности. Так, древесина должна просыхать от 1 до 3 лет. Необходимо следить, чтобы не появилось трещин, иначе она станет непригодной к использованию.

По словам лидера общественного объединения «АрсУста», Рахматилла Таджибаева, сегодня мастера редко самостоятельно заготавливают древесину для изготовления изделий. Это очень долгий процесс, и если есть заказы, то необходимо их выполнять в срок. «Местные ремесленники чаще всего заказывают готовую древесину из Бишкека, там есть производственные цеха и возможность заготавливать и содержать в надлежащих условиях. Так проще и быстрее. Тем более что, ремесленники, помимо изделий ручной работы, производят мебель и многое другое», - рассказал Рахматилла Таджибаев. При производстве деревянной посуды традиционно используют растущие на юге страны такие породы древесины как: арча, ива, береза, тополь, урюк и ореховое деревья. Но после введения в 2005 году моратория на использование в ремесленном деле ценных пород деревьев, в большинстве своем используется дерево карагача или «кара жыгач», она не уступает по свойствам другим видам древесины. Мастера используют разные техники создания изделия из дерева, к примеру посуду чаще всего вытачивают на станке, предварительно сделав расчеты на форму, глубину и диаметр изделия, будь то ложка, пиала, косушка или тарелка среднего или большого размера. После того как изделие готово, его обрабатывают вручную, затирая специальными затирками или наждачной бумагой. Готовое изделие оставляют на некоторое время постоять, а после обрабатывают маслом для укрепления, придания естественного блеска.

Как рассказал Рахматилло Таджибаев, технология производства изделий с точной геометрической формой как шкатулка, тоже сложный, но интересный процесс. Вся хитрость в механизме для открытия крышки шкатулки и встраиваемом замке. Конечно, любой мастер не будет раскрывать всех секретов, но одно понятно точно, мастерство приходит не только от знаний, но это всегда непрерывный путь проб и ошибок, когда много времени тратится на создание идеальной формы, в 101 первый раз обязательно получится шедевр. И как говорил несколько столетий назад сказал скульптор, поэт, инженер и архитектор Микеланджело Буонарроти – «Я беру камень и отсекаю все лишнее».

2.3. Уникальные продукты

Мода на экологичность: деревянная посуда, сувениры, предметы быта

Человек всегда стремится к уюту и комфорту, это позволяет успешно совершать дела и добиваться поставленных целей. Век прогресса заставляет нас чаще всего использовать в производстве необходимых для жизни вещей далеко не самые натуральные материалы, многое, что окружает нас сегодня, сделано из пластмассы и не всегда хорошего качества. В отделке интерьера дома или офиса использование натуральных природных материалов как признак роскоши и достатка. Незаметно для себя, мы привыкли к имитации пластиковых изделий под дерево или камень во всем. Это не самое лучшее решение для поддержания здоровья человека. Хотя достаточно экономно для производства на массового потребителя. А ведь еще совсем недавно, пару столетий назад, в быту людей почти все производилось из натуральных материалов. Времена меняют обстоятельства, прошло чуть больше полтора столетия и пластиковые изделия прочно вошли в нашу жизнь: пластиковые окна, двери, посуда, одежда и многое другое. Изобретатель пластмассы, английский металлург Александр Паркс, тогда в 1855 году наверное и не подозревал, что в XXI веке его творение станет массово использоваться во всем мире во всех сферах жизни. Возрождение моды на экологически чистые продукты, вещи для быта и жизни – это возможность сохранить человечество и планету для будущих поколений. Сегодня мы хотим видеть эко-продукты на полках магазинов, эко-упаковки, экологически чистые предметы повседневной жизни. Натуральные материалы стоят достаточно дорого, однако экономить на здоровье не рационально, второй жизни у нас точно не будет. Производители продукции из натуральных материалов не делают изделия на массового покупателя, но это уже большие шаги изменить нашу жизнь. Из экологических чистых материалов ремесленники изготавливают изделия из шерсти, кожи, глины, камня и дерева.

В Кыргызстане, ремесленничество широко развито, и в каждом регионе есть свое направление. К примеру, на юге, в сельской управе Арстанбап Джалал-Абадской области возрождается искусство обработки и производства изделий из дерева. Общественное объединение ремесленников по обработке дерева «АрсУста» объединило в свои ряды порядка 25 мастеров по разным направлениям изготовления изделий из дерева. Среди них -специалисты по производству мебели, комплектующих по отделке помещений, декоративных лестниц, окон, предметов для создания интерьера, предметов повседневного быта, посуды, а также сувениров, шкатулок, сундуков и многое другое. Уникальность продукции из дерева, в частности предметов повседневного использования – посуды, она отвечает экологическим стандартам качества и безвредна для человека. Кроме того, блюда, приготовленные в деревянной посуде намного полезнее, и насыщаются витаминами и минеральными веществами из древесины. Сувенирная продукция из натуральной древесины насыщает дом приятными ароматами дикой природы и дарит приятные воспоминания от путешествий, где удалось приобрести эти приятные мелочи.

ЭКО посуда из дерева – тренд здоровой жизни

Принято считать, что дерево является первым материалом, который освоил человек. Он научился изготавливать из него орудия труда, строить дома и даже целые деревни. Первая посуда, которую научились изготавливать люди, была из дерева. И это не удивительно, такую посуду отличает прочность и экологичность. Сегодня мало в каком доме встретишь деревянную посуду, есть отдельные сувениры, которые мы привозим из дальних поездок, ложки, матрешки, шкатулки и другое. Однако несколько столетий назад, деревянная посуда была в каждом доме, пока не наступил век керамической, железной и пластиковой посуды. В Кыргызстане, в Джалал-Абадской области, ремесленники по дереву ОО «АрсУста» возрождает старинное искусство производства деревянной посуды и утвари для дома. Одним из таких мастеров является Умид Сайфитдинов, который практически в кустарных условиях на старых станках вытачивает из дерева чашки, ложки, тарелки, блюда и другие виды посуды, а также предметы для декора кухни и дома. Посуда из дерева отличается высокой эстетичностью, экологичностью и богатством убранства дома. Примечательно, что использование посуды из натурального материала не влияет на здоровье человека. Благодаря ей в организм человека не попадают вредные микроорганизмы. А также, при подаче пищи в посуде из дерева, она приобретает специфический приятный вкус. Деревянная посуда имеет привлекательный внешний вид и ее приятно дарить как подарочный сувенир. Умид Сайфидинов еще в школьные годы, как и многие жители села Арстанбап на уроках труда учился столярному мастерству на уроках труда. Сегодня в школьной дисциплине редко встретишь этот предмет, а в те времена учителем был известный на все село мастер или как здесь принято называть «уста» Махамаджан. Он показывал мальчишкам, как работать на станках, как работать с деревом, как избежать ошибок или исправлять неточности, показывал все тонкости столярного дела.

С тех самых пор и появился интерес Умида к столярному делу, уже после 9го класса он точно знал, чем будет заниматься в жизни – создавать изделия ручной работы из дерева, возрождая искусство производства деревянной посуды. Согласно источникам, в Кыргызстане, материалом для изготовления посуды издревле служили: арча, ива, береза, тополь, урючное и ореховое деревья. Из технологий применялись такие виды работ как: точение, долбление, выжигание, сгибание. Деревообделочники или «жыгач уста» вручную при помощи ножа или на токарном станке производили большие деревянные блюда «жыгач табак» круглой формы, с плоским дном и широкими загнутыми кверху краями, а также большие глубокие миски «чара» диаметром от 40 до 50 сантиметров и глубиной от 12 до 20 сантиметров. В обиходе кыргызского народа миска из дерева всегда имела широкое применение, к примеру, в ней замешивали тесто, складывали куски мяса, в сыром и вареном виде, хранили молоко, а также пользовались при подаче разных блюд. Если говорить о работе на токарном станке, то с помощью технологий из породы древесины изготавливали чашки «аяк» или «кесе» различной величины, глубины, с профилями, днищами и поддонами. При желании можно было сделать посуду бокал образной формы или с широким дном. Ремесленники также изготавливали маленькие чашечки «пиала», они обычно имели более изящный вид, тонкие стенки и иногда для этого использовали корень дикой вишни. Были и другие виды посуды, например, из дерева также изготавливали плоские тарелки «илеген», небольшие цилиндрические сосуды для хранения соли. Для хранения масла, сметаны делали своеобразные сосуды, называемые «тогорочо, курма».Наверное, во всех народах широкое применение в домашнем быту имеет скалка «уболук» и доска для раскатывания теста «камыр такта». Кочевой народ Кыргызстана, проживая в юрте, всегда имел сундук для хранения продуктов «укок», и деревянное приспособление для сушки мяса «аш ала бакан».

Раньше, изготовленную на токарном станке посуду, слегка прокапчивали в небольшой, сделанной из глины коптильне, примерно также как просушивают тандыр, когда внутрь глиняной конструкции укладывают щепки и сено и поджигают, в закрытом состоянии этот состав долго дымит без огня и просушивает стенки. В настоящее время, такой технологией практически не пользуются, деревянная посуда должна быть в первозданном виде, слегка отполирована, в редких случаях некоторые предметы домашней утвари покрывают прозрачным лаком по дереву или морилкой для защиты от плесени и гнили. Раньше, деревянную посуду снаружи иногда окрашивали в красный цвет, употребляя для этого натуральную краску, или белый цвет. Для изготовления деревянных ложек и половников использовали древесину березы или ивы. Кстати, у населения сохранилась технология приготовления натуральных красителей, например, из шелухи лука, ореха или различных растений. Но, к сожалению, умельцев, которые обладают этой технологией остается все меньше. Мастера используют эти технологии, но чаще всего посуда изготавливается из благородной древесины «кара жыгач». В быту сегодня и раньше используются деревянные емкости в виде деревянной бочки или ведерки разных размеров и форм из древесины арчи. В них держали воду, делали и хранили молочные продукты. Производство носило сезонный характер, так как арча только летом поддается сгибанию и приданию ей соответствующей формы. Деревянные ступы «соку» делали в двух вариантах: цилиндрическую или бокал образную. Ее изготавливали из деревьев твердой породы дерева путем выдалбливания середины, чтобы изделие было прочным и служило долгие годы. Сегодня многие предметы домашнего быта делают вручную и хранят в себе тепло рук ремесленников по дереву ОО «АрсУста».

2.4. История охраны орехового леса

Под речкой, за горой - зародился лес чудной

Кыргызстан – страна увлекательных легенд и историй про разные места. Человеком так заведено, если есть знаменательное место, обязательно должна быть легенда возникновения названия. Никто не скажет наверняка, возможно, правда, тысячи лет прошли. В Джалал-Абадской области есть всем известное курортное место - Арстанбап, большая часть которого, является орехоплодным лесом. Он простирается на Ферганском и Чаткальском хребтах, на высоте в 1700 метров. Арстанбап является самым большим ореховым лесом в мире и относится к заповедным зонам Кыргызстана. Среди местных жителей есть легенда, откуда в этих местах появились такие обширные площади орехового леса. Говорят, «что в одном селе жил очень благородный человек. Он был очень добрым, честным и справедливым, а также отличался невероятной смелостью и богатырской силой. Село, где он жил находилось у подножия высокой горы, которую никто не мог покорить. Человек много думал, а потом решился взойти на гору. На самой вершине, где никто никогда не бывал, он встретил аксакала (старца), который одобрительно на него посмотрел и дал ему разные семена. Человек, с вершины горы начал рассыпать семена направо в Кызыл-Ункур и налево в Арстанбап. Так и появились на склонах горы фруктовые и ореховые деревья. Местные жители назвали эту высокую гору (4427 м), в честь того, кто первым покорил эту гору и посеял на склонах фруктовые и ореховые деревья. Народ назвал в её честь - Бабаш-Ата».

Ученые расходятся во мнениях, но известно, что естественный лес, возникший в далекой древности. Некоторые ученые утверждают, что его возраст может превышать 50 миллионов лет. Его площадь составляет более 600 тыс гектаров, где произрастают многочисленные деревья грецкого ореха, фисташки, миндаля, алычи, груши и многие другие (около 130 видов растений). Возраст некоторых ореховых деревьев более тысячи лет, а каждое из них приносит от 150 до 400 килограммов орехов каждый год. В Арстанбапе ореховый лес- не единственная достопримечательность, здесь есть несколько водопадов: Большой Арстанбапский водопад, его высота 80 метров и малый Арстанбапский водопад, его высота 35 метров. На территории заповедника находятся несколько озер. Священным озером считается озеро Кель-Мазар. Испокон веков, жившие здесь люди занимались ремеслами, одно из которых -ремесло по изготовлению изделий из дерева: мебель, посуда, инструменты для возделывания земли и многое другое. Мастерство передается от отца к сыну. И в наши дни здесь возрождают ремесло по обработке дерева и изготовлению деревянных поделок ручной работы. Ремесленники объединились в общественное объединение по обработке дерева «АрсУста», среди которых 25 мастеров различного профиля.Как рассказал мастер по работе с антикварной мебелью Умаров Бахадыр, места в Арстанбапе заповедные и существует много легенд и фактов, в которые верят местные жители. «Мой прадед, он был очень умным и предприимчивым человеком. Любил показывать фокусы и дурить людей различными представлениями. Рассказывали, что он умел чеканить серебряные монеты царской России времен Николая I. Тоже по-своему был мастер. Мама рассказывала, что он уходил в лес, там у него была пещера, полностью состоящая из серебра. Он приносил серебро и из него делал ювелирные украшения. Никто никогда эту пещеру не находил. Но есть такая легенда, ее все в селе знают», - рассказал ремесленник.

Кроме того, по словам Бахадыра Умарова, старые люди рассказывали, есть в лесах Арстанбап ручей, где местные люди, мыли золото старинным способом «они брали овечью шкуру, опускали в горный ручей ворсом вниз, в воду, а через некоторое время аккуратно вынимали шкуру из воды, сушили на солнце, трясли ее и сыпались крупинки золота».«В этом ручье очень тяжелая вода и местные жители называют ее «эркек суу» (мужская вода). Точно неизвестно есть ли там золото, но люди многие говорят, слухами земля полнится», - сказал Бахадыр Умаров. Во всем мире признано, что древесина ореха является дорогостоящим материалом, а местные жители многие годы использовали древесину как для производства изделий из дерева, так и для обустройства жилища, и для других нужд. Кроме того, фиксировались случаи массовой вырубки деревьев браконьерами без соответствующих документов. Так, властями Кыргызстана в 2005 году было принято решение о введении моратория на рубку, переработку и реализацию особо ценных древесных пород, произрастающих на землях лесного фонда республики. Согласно документу, государство взяло под особую охрану уникальные реликтовые орехоплодовые и арчовые леса Кыргызстана - арча туркестанская, арча зеравшанская, арча полушаровидная, орех грецкий и орех грецкий с наличием капа. Решение ввести мораторий было принято «в целях сохранения уникальных реликтовых орехоплодовых и арчевых лесов, стабилизации экологической ситуации, учитывая многочисленные обращения граждан и в соответствии с Лесным кодексом КР, законами КР «Об охране окружающей среды», «Об охране и использовании растительного мира». Как отмечает ремесленник Бахадыр Умаров, на сегодняшний день для изготовления изделий из дерева, мастера в основном используют древесину карагача «кара жыгач», которая ничуть не уступает в качестве древесины ореха.

«Лесхоз все тщательно контролирует, в лесу при прогулке даже сухую ветку поднимать нельзя, за это могут тоже оштрафовать. Поэтому сегодня нет изделий из ореха, но пока не был введен мораторий, еще в начале 2000х годов многие ремесленники почти все изделия изготавливали из дерева, шкатулки, посуду, сувениры и многое другое», - рассказал Бахадыр Умаров. Введение моратория — это правильное и своевременное решение. Мораторий действует по настоящее время. На использование разных пород древесины должны быть соответствующие документы. Ремесленники как творцы, они из любого материала могут сделать шедевр, главное, чтобы был талант и опыт обработки разных пород деревьев.

2.5. История того, почему потребитель должен покупать и использовать продукт

Поддержи ремесленника – покупай кыргызское

Изделия ручной работы во все времена ценились на вес золота, и согласитесь приятно получать в подарок вещь, по-настоящему уникальную и единственную в своем роде. Мы умеем ценить труд художника или композитора, но очень редко обращаем внимание, сколько труда вкладывает в свое творение ремесленник. В Кыргызстане широко развито такое направление как ремесленная деятельность. История развития кочевого народа заложила в генах умение мастерить изделия из шерсти, хлопка, кожи, дерева и камня уникальные изделия. Сегодня, многие виды ремесел возрождаются и приобретают большую популярность. И каждый регион страны может похвастать своими достижениями на праздниках, ярмарках и массовых мероприятиях. Так, на юге Кыргызстана, в Джалал-Абадской области в курортной зоне Арстанбап многие местные жители испокон веков занимаются ремеслом по обработке дерева и изготовлению посуды, предметов домашнего обихода, сувениров и многое другое. Общественное объединение ремесленников по дереву «АрсУста» решило объединить в свои ряды мастеров по разным направлениям создания изделий по дереву. В старые времена, каждый из ремесленников работал самостоятельно, да и реализовать мог не все изделия.

Сегодня бренд «АрсУста» — это команда сильных мастеров, которые работают на благо общей цели - создание благоприятных условий для развития ремесленничества в регионе, а также поддержка и обучение молодых мастеров тонкостям обработки дерева и производства продукции. Село Арстанбап находится в туристической зоне, и все жители в сезон стремятся успеть реализовать свои товары, одни занимаются заготовкой горных лекарственных трав, другие производят сухофрукты и сладости из натуральных продуктов, ремесленники реализуют свои изделия из дерева – сувениры и поделки. Брендом региона, с поддержкой местной администрации сельской управы Арстанбап, является продукция  ремесленников ОО «АрсУста», хотя ремесленники объединены в общий бренд недавно, (с 2021 года), они уже завоевали рынок, и многие гости стремятся посетить эти места с целью увидеть работы ремесленников собственными глазами. Как рассказал лидер ОО «АрсУста», Рахматилла Таджибаев, из года в год количество туристов и гостей села увеличивается, многие интересуются работами ремесленников по дереву, как часть комплекса услуг для туристов. «Наша главная цель -развивать ремесленничество и возрождать традиции изготовления многих вещей для дома и быта из дерева, а также мы стремимся создать рабочие места здесь в селе, чтобы молодежь не уезжала на заработки далеко от дома», - отметил Рахматилла Таджибаев. Ремесленники производят уникальный штучный товар, чаще всего под заказ, потому что предпочтения всегда разные, но главное, к чему они стремятся – сохранить традиции предков, так как навыки обработки дерева здесь передаются по наследству от отца к сыну. В Кыргызстане есть тенденция поддерживать отечественного производителя – акция «Покупай кыргызское»  это правильно, так как у нас сырье для производства это всегда экологически чистый продукт, а значит товары и продукции безопасны в использовании, это дает всем нам возможность делать вклад в развитие Кыргызстана.

Спасибо что потратили время на прочтение, в знак благодарности будем рады если отправите ссылку своим друзьям и знакомым, чтобы больше людей знали о ремесленниках, которые не причиняя вред природе создают уникальную продукцию из экологических чистых материалов.