Все предприниматели из сферы малого и среднего бизнеса проходят через нелегкий путь на ранних этапах становления и развития. В начале у предпринимателя зарождается идея, которую он с великим желанием и энтузиазмом начинает воплощать в реальность. Далее предприниматель, прилагая большие усилия, старается держаться на плаву и через некоторое время его труды начинают давать первые плоды в виде 100 сом чистой прибыли. На данном этапе предприниматель уже доволен тем, что у него нет убытков, и он начинает чувствовать, что дебют в бизнесе удался.
Спустя несколько отчетных периодов, имея довольно скромные результаты, предприниматель старается выйти на более ощутимую прибыль, ведь он все-таки занимается бизнесом, целью которого является извлечение коммерческой выгоды. В поисках лучших результатов, он с азартом идет на риск и начинает принимать судьбоносные решения для своего бизнеса. Как раз на этом этапе у предпринимателя формируется так называемая «предпринимательская жилка», и именно на данном этапе более 90% предпринимателей терпят неудачу, а некоторые из них даже сдаются после пережитого неудачного опыта. Только преодолев все барьеры, пройдя взлеты и падения, наш предприниматель, наконец-то, достигает успеха и на некоторое время успокаивается. Жизнь налаживается, увеличивается выручка, растет прибыль, приобретается недвижимость, некоторым даже удается привлечь инвесторов. Увеличивается объем работы, бизнес расширяется, вследствие чего появляется и возможность платить наемным сотрудникам, что в итоге приводит к расширению штата.
Как только предприниматель нанимает сотрудников, перед ним появляются новые задачи, теперь уже в сфере менеджмента, а он, в свою очередь, становится не только предпринимателем, но и менеджером. Он учится управлять людьми и в начале этого этапа абсолютно уверен, что делает все правильно. Однако, это не совсем так. К сожалению, он допускает типичные ошибки в процессе управления, как и все предприниматели. Являясь по природе предпринимателем, а не менеджером, он начинает зацикливаться на операционных задачах, не видя стратегических вопросов по развитию бизнеса. Его желание контролировать все действия своих подчиненных и его мысль о том, что он делает всё намного лучше них приводят к следующим ситуациям: во-первых, к ухудшению отношений с подчиненными, а во-вторых к нехватке времени на стратегические задачи.
В конечном итоге, это приводит к беспорядку внутри компании, и в большинстве случаев виноват здесь сам предприниматель. Осознав это, он приходит к мысли, что срочно нужно навести порядок в бизнесе. Стоить отметить, что это один из самых ключевых моментов в развитии бизнеса, так как предприниматель в этот момент, либо наводит порядок в бизнесе и развивается дальше, либо мучается без наведения порядка и это будет его потолком в его развитии. В настоящей статье мы бы хотели отметить вышеуказанные ошибки предпринимателей в налаживании процесса работы и дать несколько советов, как НЕ нужно делать, чтобы навести порядок в бизнесе:
Все вышеуказанные ошибки не позволяют малому бизнесу перейти на следующий уровень и сформироваться в более масштабное предприятие. В Кыргызстане немалое количество компаний остаются на начальном этапе развития и, отчасти, причиной этому являются отсутствие необходимых знаний и применяемых навыков в сфере менеджмента. Безусловно, в каждой компании внутренние проблемы являются индивидуальными, соответствуя характеру ведения бизнеса, но в любом случае, вышеперечисленные допущения являются основой всех вытекающих проблем на ключевом этапе развития предприятий.
Сейтек Кулмаматов
Профессиональный консультант
по менеджменту, MBA, CMC
Исполнительный директор
Клуба Бизнес - Консультантов